Искусство Кумико дзайку: торжество геометрии в искусстве

Искусство Кумико дзайку: торжество геометрии в искусстве

Древнее японское искусство Кумико дзайку дословно переводится как “соединять дерево”. Созданные вручную удивительные предметы из мельчайших деревянных деталей. Это – стиль кумико, первые упоминания о котором относятся к 600-700 гг. н. э., и он довольно плотно переплетается со стилем «Арабески», узорами которых украшают мусульманские мечети. Адептов этого утонченного искусства за пределами Японии очень мало, и Федор Рогозин – один из немногих, создающих тончайшее кружево узоров…

Anturage.kz: Федор, вы изготавливаете деревянные решетки в стиле кумико. Это – очень трудоемкая техника, почему вы выбрали именно ее?

Федор Рогозин: Меня заинтересовала не столько технология, сколько получаемое изделие. Это – торжество геометрии. В первую очередь, техника «Кумико» привлекает к себе количеством узоров. Только мне известны около сотни узоров, а сколько их всего, никто не знает. Тут кто-нибудь может поспорить и сказать, что сейчас ЧПУ фрезерные и лазерные станки сделают узор, какой душе угоден, но техника «Кумико» обладает уникальностью – глубиной и гладкостью внутренних поверхностей деталей. Именно за счёт этих плоскостей, техника Кумико сильно выделяет рисунок, чего лишены фрезерованные решётки. Также многие, наверное, видели на лакированной древесине оптические блики. Чаще всего, этот эффект можно встретить в домах с модульным паркетом, когда при определённом падении солнечных лучей группа деталей с одинаковым направлением волокон древесины начинает резко отличаться по яркости от деталей с другим направлением волокон. В этот момент от изделия не отвести глаз.

А.: Как изготавливается традиционное Кумико? Решетки и изделия целиком выполняются в ручную?

Ф.Р.: Такие понятия как «сделано вручную» или «hand made» весьма относительны. К примеру, ручной пилой спиливать ствол дерева диаметром пол метра, а потом этой же пилой распускать ствол на доски и следом на рейки… Смысла в этом немного. Даже в Японии не брезгуют технологическим прогрессом и черновую работу выполняют на промышленных станках. В течении я года пытался приспособить ЧПУ и другие промышленные станки к полному циклу изготовления Кумико, однако, как бы я не старался, требуемой точности за приемлемое время достигнуть не удалось. Процесс наладился только после приобретения ручного инструмента. Я не являюсь фанатом ручного инструмента, однако отношусь к нему с уважением. В технике «Кумико» часть работы выполняется ручным инструментом и это является необходимостью. Вся сборка также производится вручную.

А.: Какие породы дерева используете?

Ф.Р.: Из-за специфики японского инструмента, традиционно используют мягкие породы древесины, такие как кедр, кипарис. Однако я работаю с как с мягкими, так и с твёрдыми породами – орех, дуб, мербау. Одной из особенностей Кумико является возможность комбинировать породы по цвету древесины в одном изделии. Тут доступна палитра от светлого клёна до фиолетового амаранта.  В одном из изделий, даже получилось выстроить градиент комбинацией пород древесины.

Светильниках Кумико – особый пласт предметов, которые создаются в этой технике. Расскажите о них подробнее

Светильники, декорируемые Кумико, пользуются спросом не только в Японии, но в Европе. Днём такие изделия заметно украшают интерьер. Внутри светильники проклеиваются натуральной японской бумагой васи’ (washi), которая создаёт очень мягкое, тёплое свечение. Внутри устанавливается нитевидная светодиодная лампа тёплого света. Даже при длительной многочасовой работе лампа остаётся комнатной температуры и не нагревается. Некоторые модели не проклеиваются бумагой. Днём такие светильники обладают тёмным фоном решётки, а ночью создают уникальные тени.

 

Где в интерьере можно использовать композиции, выполненные в технике Кумико? Решетки, витражи, лампы…

Первое целевое назначение этих решёток – декорирование традиционных японских перегородок «Сёдзи» (shoji). Сейчас такие решётки украшают элитные дома в качестве зональных перегородок. Кроме перегородок Кумико активно применяются в стеновых панелях, в мебельных фасадах, украшаются столы, фрамуга, балюстрады. Тут очень много зависит от фантазии дизайнера, у которого в данном случае большие возможности. Часто встречаются и мелкие предметы интерьера, такие как настенные часы, различные подставки.

А что насчёт пыли?

Вы не поверите, каждый второй человек переживает насчёт этого. Глубина решётки чаще всего не больше 15 мм, поверхность древесины лакирована. Пылесос отлично справляется с данной проблемой. То, что эти опасения напрасны, мы убедились на собственном опыте.

Много ли изделий уже изготовлены вами и где можно их увидеть?

Несмотря на то, что они стоят недёшево, за три года было реализовано немало изделий. Чаще всего это частные клиенты, но также можно наблюдать эти решётки в ресторане “Алаша” (Алматы).

Как можно заказать ваши шедевры? И сколько времени уходит на изготовление такого заказа?

Всё зависит от объёма, на изготовление уходит немало времени. На изготовление индивидуального светильника может потребоваться 1-2 недели, если же это большой проект перегородки или стеновой панели, времени потребуется не меньше месяца. У меня на первом месте – качество, а потом уже сроки…

Чтобы увидеть это в живую, мы предлагаем посетить шоурум.
https://kumiko.kz
@kumiko.air  
 +7 701 333 88 44

Искусство Кумико дзайку: торжество геометрии в искусстве обновлено: Октябрь 15, 2018 автором: Антураж.кз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 + пять =